Владимир ЮДИН,
доктор филологических наук, профессор Тверского
университета
ПО ВОЛЕ ПРОВИДЕНИЯ
Давно пришла пора все вещи называть своими именами.
Хватит нам скромничать и бояться обвинений в завышенных оценках. Своих врагов,
своих героев и своих гениев мы должны знать в лицо и называть по именам, чтобы
потом не кусать локти и не вздыхать: как же это мы не заметили, как же это мы
не оценили…
Валерий Хатюшин — гениальный русский поэт. В своих
стихах он одновременно и удивительный, ни на кого не похожий лирик, и глубокий
философ, и бесстрашный гражданин. Но кроме этого — он и прозаик, и критик, и
публицист, и драматург. Подобных ему творческих личностей в поколении 50-ти и
60-летних в современной русской литературе я не встречал. По гениальному
творческому разнообразию и потенциалу с ним рядом в наши дни, на мой взгляд, поставить
некого. Но и это не всё. Валерий Хатюшин — главный редактор острейшего
литературно-публицистического журнала «Молодая гвардия», стоящего в первых
рядах борьбы за национальное сохранение русского народа.
Вся деятельность Валерия Хатюшина — это громадный
творческий и гражданский подвиг, по-настоящему пока еще не осознанный и не
оцененный современниками. Правда, враги России кое-что разглядели и
почувствовали: их ненависть к нему с каждым днем становится всё громче и всё
злобнее. А о подловатых, суетливых и завистливо-бездарных выпадах т.н. «своих»
я и вспоминать не хочу.
Поэтическое мастерство, глубина, природная
талантливость и бесстрашие стихов Валерия Хатюшина удивляют и врагов, и друзей.
Одна только его книга гражданской лирики «Русская кровь», изданная в 2007 году
и составленная из поразительных по страстному звучанию гражданских стихотворений,
созданных автором за двадцать лет (с 1997 по 2007 гг.), способна обессмертить
автора уже в наши дни. Вернее, была бы способна, если бы могла свободно дойти
до русского читателя. Но кто ее прочел и кто о ней
вообще знает? Пятьсот человек на всю страну — по числу экземпляров тиража
книги. И кто ее переиздал? Никто. А почему? Потому что — страшно и жить
спокойно хочется.
Всего же Валерий Хатюшин издал более тридцати книг.
Одна сильнее и талантливее другой. Только четыре из них (самые первые) были
изданы при советской власти за государственный счет. Все остальные он выпустил
на свои деньги. Его стихотворение «Возмездие», ставшее притчей во языцех, с зубовным скрежетом
было напечатано чуть ли не во всех «либеральных» газетах и журналах. Вот уже
девять лет прошло со дня его первой публикации, а из Америки через Интернет до
сих пор идет злобное шипение. Это говорит о многом.
Казалось бы, зачем ему это надо — рисковать жизнью,
здоровьем, покоем и судьбой? Но истинный талант не может существовать иначе.
Это трусы, приспособленцы и бездари даже в самое
тяжелое для страны время будут сидеть в кустиках, кропая никому не нужную
белиберду про облака, ветер и рыбалку на тихой речке. И при этом они еще будут осуждать и поучать того, кто гениально бесстрашен и
безоглядно правдив: мол, зачем ты лезешь на рожон, чего тебе не хватает?.. В
наши дни истинный признак таланта — смелость. Нет ее — значит, и талантом Бог
не наградил. Это сейчас — аксиома.
Его роман-бестселлер «Поле битвы» (о нашем времени),
его мистическая повесть «Последней ночью лета», рассказы «Не изменяй себе» и
«Перед уходом», его аллегорическая пьеса «Зеленые розы» в любой другой стране
зачитывались бы до дыр, издавались бы стотысячными тиражами, ставились бы на
лучших сценах и принесли бы автору мировую славу. Но только не в нынешней
России, где русского автора будут хамски, беспардонно игнорировать, оскорблять
и душить за то, что он посмел пусть даже и художественно коснуться национальных
проблем своего народа. У русских людей, видите ли, не должно быть национальных
интересов и нет национальных проблем… А писать надо
про тихую речку и про облака — и всё будет в порядке… Но его героическая поэма
«Взятие Кремля», уверен, в будущем войдет в хрестоматию по русской литературе и
будет в школе заучиваться наизусть, как лермонтовское
«Бородино».
Особый разговор о публицистике Валерия Хатюшина. Она
стоит особняком в его творчестве и в его деятельности. Одним из первых, еще в
80-е годы прошлого века, он вступил в бой с врагами России, и уже тогда вызвал оторопь
даже у них, не ожидавших такой страстной смелости, напора и фактологической
убедительности его статей, которые одна за другой стали появляться в русских
журналах: «Москва», «Молодая гвардия», Наш современник»,
«Кубань»… А в 1990 году, придя на службу в «Молодую гвардию», он сделал этот
журнал главной трибуной русской мысли в России, выдавая в печать свои статьи
почти через номер и привлекая в журнал лучших и острейших русских публицистов того
времени — А.Кузьмича (Цикунова), Э.Володина, В.Кожинова, А.Кузьмина, Ф.Шипунова, Т.Глушкову, М.Любомудрова, Г.Литвинову, С.Бабурина, М.Антонова, А.Ланщикова, О.Платонова, В.Васильева и многих других. Его
работа «Откройте глаза!!!», увидевшая свет в «Молодой гвардии» в августе 1991
года, сразу после известных событий (19—21 августа), вызвала эффект разорвавшей
бомбы, настолько она была честно-информативна и
глубока по анализу «перестройки» и лукавых реформ. Тираж журнала тогда еще был
огромным, и люди, как я хорошо помню, говорили об этой статье шепотом… За статью «Сатанизм демократии», опубликованную в «МГ» в
1994 году и ставшую, по сути, пророческой, против него возбудили уголовное дело
и около года прессовали в прокуратуре. Его пытались запугать, сломать морально
и физически. Не вышло. Своим примером он дал толчок для появления в русской
публицистике новых, дотоле неизвестных имен. И в наши дни многие авторы как некое
откровение выдают читателям то, о чем Валерий Хатюшин писал пятнадцать лет
назад.
Я хорошо помню, как критические статьи Хатюшина
будоражили литературную общественность Москвы 80—90-х годов. Надо было решиться
на отчаянный поступок, чтобы поднять свой голос против громогласно
прославляемых литературных кумиров того времени — Евтушенко, Вознесенского,
Ахмадулиной, В.Высоцкого, А.Рыбакова, Д.Гранина!.. Но
он совершил этот поступок, ярко, точно и остроумно показав, что все эти
литературные «короли» — голые, искусственные, нерусские и пустозвонные. (Их
клевреты до сих пор не могут ему этого простить.) А его статьи о творчестве
Ю.Кузнецова «Без Божества», «Во имя Истины» и «С печатью «величия» — без
преувеличения, эталон литературной критики.
Проработавший в «Молодой гвардии» двадцать лет,
Валерий Хатюшин теперь — ее главный редактор. Тираж журнала, конечно, не тот,
что был в начале 90-х (это ныне общая беда всех литературных журналов), но
боевитость и актуальность для русской жизни «Молодая гвардия» не утратила и,
благодаря упорству ее сегодняшнего руководителя, остается яркой выразительницей
чаяний русского народа, за что и ценят ее верные читатели. В эти прошедшие
двадцать лет Валерий Хатюшин вырос в гениального русского поэта и мыслителя.
Журнал дал ему трибуну для самовыражения, а он дал журналу и всем нам
эпохальные плоды творчества. Конечно же, это было не случайное соединение — журнала
и писателя, и в этом, не сомневаюсь, явно проявилась воля Провидения.
Мы наконец должны научиться видеть и ценить своих живых,
а не только мертвых гениев. Прочтите самые последние поэтические публикации
Валерия Хатюшина в альманахе «Академия поэзии — 2009» и в «Молодой гвардии»
(2010, №1-2), и вы убедитесь, что всё сказанное здесь — непреложная истина.
Январь