Полемические
заметки по поводу
«рейтинга»
ПОЭТОВ
Вот
мы и дожили до этого дня, вот мы и дождались: журнал «Поэзия» расставил ныне
живущих поэтов по местам. Правда, кое-кому места вообще никакого не досталось,
эти кое-кто где-то там, ниже пятидесятого... Обидно, наверное. Что им теперь
делать? Кому жаловаться?
Нехорошее
слово «рейтинг», введенное в русскую речь политическими наперсточниками
типа Е.Киселева, теперь коснулось и людей возвышенного труда, людей, причастных
к сфере духовной деятельности. Хотя, чего греха таить, мы и
сами в прошлом то и дело провозглашали кого-то лучшим из лучших, первым из
первых или вторым после лучшего... Вспомним некогда раздутых до небес
Рождественского, Евтушенко, Ахмадулину, Гамзатова... Да и ныне продолжаем с
придыханием повторять имя автора «черепа отца», в свое время
поднятое на щит стараниями Вадима Валериановича Кожинова.
Поднятого до такой степени, что он сам уверовал в собственную «гениальность» и
теперь уже брезгует публиковаться вместе с другими поэтами в «Дне поэзии» по
причине своей «исключительности». Случай курьезный, но
горькая правда заключается в том, что имя этого «гения», не говоря уже о его
стихах, за пределами узкого круга поэтов для народа России является пустым
звуком и вообще ничего не значит – при всей той баснословной рекламе, сделанной
ему и в нашей, и в не нашей периодике за последние тридцать лет.
Главный
редактор журнала «Поэзия» Лев Котюков ссылается на
каких-то безымянных «независимых экспертов» в определении наших мест, но мы-то
не настолько наивны, чтобы не понимать, кто именно указал нам на наше положение
в российской поэтической семье. Думаю, не до такой степени «независимые
эксперты» хитры, чтобы в своем «Рейтинге» поставить Льва Котюкова
на последнее место... Кстати сказать, лично мне вовсе не зазорно было увидеть
свою фамилию в первой половине этого списка. Даже наоборот. Так что пишу я эти
строки вовсе не из-за ущемленного самомнения, а по просьбе самого Льва Котюкова.
Итак,
поглядим на этот самый «Рейтинг». Собраны в нем, за редчайшим исключением, в
основном москвичи, будто бы Москва – это вся поэтическая Россия. В то время как
творчество большинства поэтов из провинции нам и тем более «независимым
экспертам» почти что неведомо. Однако есть всё же и пробившиеся, знаемые имена
(вспомним, к примеру, Алексея Решетова из Перми и Виктора Лапшина из Галича).
Но вот живет в Воронеже Владимир Шуваев, поэт
сильный, глубокий, поэт русской всеохватной стихии. Многие ли в Москве, в цэдээльском буфете слышали о нем? Его для нас как бы нет. А
вот Липкины и Миллер – давно закрепились в сознании.
Понятно,
для чего в «Рейтинге» среди первых пятнадцати имен оказались Лиснянская,
Ваншенкин и Липкин, хотя их вообще не должно быть даже среди пятидесяти. Мы по
старинке все еще опасаемся обвинений в ущемлении национальных меньшинств,
которые в своих изданиях и на телевидении стали поголовным большинством, и нас
туда близко не подпускают. И никаких обвинений они не боятся.
Теперь
– о главном. В любом списке, в любом рейтинге серьезное значение имеют только
начальные позиции, первый десяток имен, после них имена можно расставлять в
любом порядке, так как истинное значение поэта определяют только время и душа
народа.
Россия
всегда славилась множеством поэтов – хороших и разных. И
конечно же, их, настоящих, на сегодняшний день гораздо больше, чем пятьдесят.
Но первая десятка – это те, кто завоевал право считаться главенствующими всей
своей жизнью и именно поэтическими достижениями, а не с помощью навязчивых и
корыстных «мнений». Ведь для того, чтобы быть крупным, значительным поэтом,
недостаточно только писать стихи. Надо пройти путь поэта, нужно суметь не
изменить поэтической судьбе, которая часто невыносима и порой трагична.
Так
вот, если исходить из такого – наиболее объективного подхода, то с небольшой
долей погрешности возглавлять десятку поэтов, живших и писавших до даты,
указанной в «Рейтинге» (31 марта 2001 года), должны были первые пять имен: Цыбин, Куняев, Сорокин,
Горбовский и, может быть, Фирсов. И только следом за ними мы вправе назвать
Казанцева, Кузнецова, Глушкову, которой вообще не нашлось места в «Рейтинге»
журнала «Поэзия», и (говорю со всей ответственностью) Владимира Шуваева. Десятое место я оставляю свободным, дабы
«независимые эксперты» и все желающие могли заполнить его по своему усмотрению.
Далее рассматривать имена хороших действующих поэтов, повторяю, можно в любом
порядке. Главное, никого из них не упустить из виду.
С
рейтингом поэтов ХХ века в целом можно согласиться, хотя и в нем слишком завышенно выглядят Чуковский, Вертинский, Поплавский — на фоне того, что в этот список не попали ни Примеров, ни Прасолов,
ни... автор этих строк. Да и Котюков, поставленный «независимыми экспертами» выше Ахматовой, Кедрина, Передреева и Шаламова,
занял, не побоюсь сказать, чье-то чужое место.
В
опубликованных «Рейтингах» главный редактор журнала «Поэзия» немного похулиганил, решил нас подразнить. Ну что ж, пусть теперь
держит ответный удар со стороны еще живых, «действующих» поэтов.
ж. «Поэзия». 2001. №3